(25 ноября (7 декабря) 1900 - 10 июня 1961)— мастер украинской народной декоративной живописи.
Екатерина Белокур родилась в селе Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии (ныне Киевская область) Приблизительно в 6—7 лет Екатерина научилась читать. Отец и дед сначала помогали ей в этом, но были удивлены собственными успехами девочки. На семейном совете было решено — в школу Катю не отдавать, так как читать она и так умеет, а экономия одежды и особенно обуви — огромная. А вот посадить её за прялку — давно пора. Впрочем, это занятие позволили совмещать с чтением букваря. Когда именно будущая художница начала рисовать — сказать трудно, но, очевидно, это произошло не в детстве, а в отрочестве. Рисовала углём на кусочках полотна. В 14 лет Екатерину застали за этим бессмысленным, как все считали, занятием. Прибегли к неотложным мерам — розги и строжайший запрет рисовать. Отныне девочке приходилось творить в тайне. В 1922 Екатерина Белокур прочитала о Миргородском техникуме художественной керамики. Слово «керамика» оказалось ей незнакомым, а вот слово «художественный» было понятно. Впервые уехав из Богдановки, Екатерина отправляется в Миргород. Её багаж состоял из двух рисунков: «копии с какой-то картины» и наброска дедовского дома с натуры, — выполненных уже не на полотне, а на специально приобретённой по этому случае бумаге. Рисунки должны были свидетельствовать, что у девушки действительно есть талант, достаточный для поступления в техникум. Но собеседование в Миргородском техникуме началось и закончилось, в сущности, одним вопросом — есть ли документ об окончании семилетки? Такого документа у Белокур не было, и на её рисунки даже не посмотрели. Разочарование было тяжким. Девушка делает отчаянную попытку — перебрасывает свои рисунки через забор в сад техникума: вдруг студенты их поднимут, оценят — и крикнут, предложат остаться? Екатерина долго оглядывалась и всё не верила, что её так и не позвали. Потрясённая, она пошла домой из Миргорода пешком.
От катастрофы её спасло творчество — несмотря ни на что, рисовать Екатерина не перестала, а ещё и начала посещать драмкружок, организованный супругами Иваном Григорьевичем и Ниной Васильевной Калитой, богдановскими учителями. Родители Белокур согласились на участие дочери в спектаклях, но при одном условии — драмкружок не должен быть помехой работе по хозяйству. Изучение ролей пришлось совмещать с работой на огороде. Одну за другой художница создавала свои известные картины — «Декоративные цветы» (1945), «Привет урожаю» (1946), «Колхозное поле» (1948—1949), «Царь-Колос» (1949), «Завтрак» (1950), «Цветы и берёзки вечером» (1950), «Арбуз, морковь, цветы» (1951), «Цветы и виноград» (1953—1958), «Дом в Богдановке» (1955), «Роща» (1955), «Георгины» (1957), «Пионы» (1958), «Натюрморт с колосками и кувшином» (1958—1959), «Букет цветов» (1959)… Цветы писала всегда живые, с натуры, нередко объединяя в одной картине весенние и осенние — такая картина, естественно, создавалась с весны до осени. Работала самозабвенно, но не спеша. Шесть георгинов на картине «Колхозное поле» рисовала три недели, зато осталась ими удовлетворена. Она любила, писала и воспевала прежде всего цветы, но не только. Екатерина Белокур — автор пейзажей и портретов.
10 июня Екатерине сделали операцию, или неудачную, или уже бесполезную. В тот же день художницы не стало. Дом Белокуров в Богдановке стал Домом-музеем Екатерины Белокур.
(иногда Балбачан,Болбачан) (5 октября 1883 - 28 июня 1919) — офицер Русской Императорской армии, затем военный деятель Украинской Народной Республики (полковник армии УНР).Родился в селе Геджев (Гиджево) Хотинского уезда Бессарабской губернии. Сын священника. Окончил Кишинёвскую духовную семинарию. В 1909 году окончил Чугуевское юнкерское пехотное училище. Во время Первой мировой войны — адъютант командира 38-го пехотного Тобольского полка Русской императорской армии. В начале апреля 1917 г. тяжело ранен, после выздоровления служил в интендантстве.
Осенью 1917 года организовал из украинцев 5-го армейского корпуса на основе Богдановского полка украинский 1-й Республиканский пехотный полк, который вошёл в состав Второй сердюцкой дивизии в Киеве. Активно участвовал в подавлении январского большевистского восстания в Киеве, при занятии Киева большевиками отступил со своим полком последним в арьергарде армии УНР. Вскоре после этого из разбитых частей УНР был создан Запорожский отряд, развернутый затем в Запорожскую дивизию (3 марта), в которой Болбочан командовал 2-м пехотным (по другим источникам, конным) полком. Играл важную роль в действиях Запорожской дивизии при занятии Полтавы и Харькова (март-апрель 1918). Вслед за тем Запорожская дивизия была развернута в корпус, а Болбочан стал командиром 1-й дивизии корпуса. Во главе дивизии двинулся на Крым и 25 апреля захватил Симферополь, но вынужден был покинуть Крым по настоянию немцев. В Станиславе Болбочан принял участие в антипетлюровском заговоре, к которому присоединился военный инспектор Запорожского корпуса М.Гавришко. 7 июня 1919 года Гавришко подготовил приказ об отстранении командира Запорожского корпуса Владимира Сальского от командования корпусом и замене его Болбочаном (на что он имел право в чрезвычайных случаях). 9 июня Болбочан и Гавришко явились с этим приказом к Сальскому, причём Болбочан заявил ему, что во главе УНР стоит «правительство марксистских изменников», которому Ленин и Раковский дороже, чем истинные патриоты Украины, и что такое правительство следует как можно скорее устранить от власти. Однако Сальский отказался подчиниться приказу до получения подтверждения от Петлюры, а когда он связался по телефону с Петлюрой, тот приказал арестовать Болбочана. 12 июня военно-полевой суд осудил его на смертную казнь. Приговор подписал наказной атаман Александр Осецкий. 28 июня 1919 года в 10-м часу вечера Петра Болбочана расстреляли на станции Балин. Там же, недалеко от станции, он был похоронен.
Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.
Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского»
Канонизирован (как преподобный Нестор Летописец) Русской православной церковью день памяти — 27 октября по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-Католической церкви
(также Эварницкий) (25 октября (6 ноября) 1855 с. Солнцевка Харьковского повета Харьковской губернии - 5 августа 1940 Днепропетровск) - российский и советский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель, знаток истории Запорожского казачества. Академик АН УССР, член Московского археологического общества, один из крупнейших исследователей истории Запорожского казачества В 1881 г. Дмитрий Эварницкий с отличием окончил Харьковский университет где на него оказали особенное влияние выдающийся историк Сумцов (слободской казак) и знаменитый лингвист и этнограф Потебня (полтавский казак)... Эварницкий был оставлен на кафедре, однако, в 1885 г. был уволен из Харьковского университета за «сепаратизм». В 1885 году Эварницкий переезжает в Петербург, где читает лекции в гимназии и на Педагогических курсах. Там Дмитрий Иванович знакомится с Репиным, Сластёном, Мордовцевым, Микешиным, пишет ряд статей по истории Запорожья, предисловие к поэме Т.Г. Шевченко, «Гайдамаки» (которая вышла тогда в русском переводе, с иллюстрациями А.Сластёна). В том же году Эварницкий стал членом Археологического Общества. По совету Эварницкого, Илья Репин приступил к работе над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эварницкий же вдохновил Николая Лысенко на создание оперы «Тарас Бульба». Преподавал в Петербургском университете. За активное участие в украинском национальном движении Д. Яворницкий в 1891 г. был уволен с работы и лишен права преподавать в учебных заведениях. В апреле 1892 г. он был вынужден поехать в 3-летнюю командировку в Среднюю Азию (сначала жил в Ташкенте, потом в Самарканде), где занимал должность чиновника по особым поручениям. Ученый должен был исследовать этот край и его исторические достопримечательности. В 1893 г. увидел свет «Путеводитель по Средней Азии от Баку до Ташкента в археологическом и историческом отношениях», за который Д. Яворницкий был награжден орденом Станислава 3-й степени и орденом Бухарской Золотой Звезды (в 1894 г.), а также получил чин коллежского асессора. В 1920−1933 годах Яворницкий был преподавателем Екатеринославского (Днепропетровского) Института народного образования, где в 1925−1929 гг. возглавлял кафедру украиноведения. Осенью 1932 года в разгар сталинских репрессий Д. И. Яворницкого обвинили в «украинском буржуазном национализме» и сняли с должности директора Исторического музея. На тот момент Яворницкому было уже 78 лет, а потому его не отправили в ссылку и не расстреляли, но в скором времени оставили без средств к существованию, лишив пенсии. В последние годы жизни Яворницкому помогали его знакомые и друзья. Дмитрий Иванович был дважды женат. Первый раз — на учительнице музыки Варваре Петровне Кокиной, с которой познакомился в Харькове (развелись 1884 году). А второй (с 1918 года) — на молодой учительнице Серафиме Дмитриевне Бураковой (Буряковой). Могила Яворницкого находится на площади возле стен исторического музея.
(25 октября 1920 года, г.Алупка Таврическая губерния - 1 февраля 1971 года, Московская область — советский лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1943,1945). Выпускник 1-й Качинской военной авиационной школы в годы Великой Отечественной войны прошёл путь от лётчика до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31 мая 1942 совершил под Ярославлем свой первый воздушный таран немецкого бомбардировщика Юнкерс-88. Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя как признанный ас. Последний свой воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив Фокке-Вульф 190 (30-я воздушная победа). После войны- лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в Жуковском,подполковник(1946), заслуженный лётчик-испытатель СССР(1961), лауреат Государственной премии СССР (1953). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. Погиб при испытании самолёта 1 февраля 1971 года.
С 1993 года в Алупке существует Музей дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана (с 2001 года — отдел Крымскотатарского музея искусств), в котором работает постоянно-действующая экспозиция, посвящённая жизни, пути и лётно-испытательной деятельности советского лётчика, а также его семье и боевым соратникам.
Митрополи́т Андре́й (в миру граф Роман Мария Александр Шепти́цкий 29 июля 1865 село Прилбичи Королевство Галиции и Лодомерии Австро-Венгрия - 1 ноября 1944 Львов)— предстоятельУкраинской грекокатолической церкви 1900 — 1944 годах, Митрополит Галицкий, блюститель Киевского митрополичего престола.
Представитель галицкого графского рода Шептицких. Брат Климентия и Станислава Шептицких Учился дома и в Кракове. 1 октября 1883 года поступил на службу в австро-венгерскую армию, но по причине слабого здоровья через несколько месяцев оставил службу. Окончил юридический факультет Вроцлавского университета, в 1888 году получил степень доктора права. Во время учёбы ездил в Италию (где был принят Львом XIII), а также в Киев и Москву, где общался с представителями украинского националистического движения. В 1888 году принял монашество с именем Андрей, вступив в орден Святого Василия (базилиан). С 22 августа 1892 года — священник в Перемышле, затем в Добромиле. Учился в иезуитской семинарии в Кракове, получив степень доктора теологии в 1894 году. С 20 июня 1896 года — игумен монастыря Святого Онуфрия во Львове был назначен императором>Францем Иосифом I епископом Станиславовским. С 17 декабря 1900 года — митрополит Галицкий, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский (интронизация 17 января 1901 года).
Занимался политикой, был депутатом Галицийского Сейма, австрийской Палаты Господ.В 1908 году митрополит Андрей нелегально, по фальшивым документам въехал в Российскую империю и посетил подпольные униатские общины в Петербурге и Москве. В 1910 году ездил США, где занимался организацией эмигрантов из Галиции. Посетил 21-й Евхаристический конгресс, проходивший в Монреале
Во время Первой мировой войны когда после Галицийской битвы Львов был занят русскими войсками, Шептицкий остался во Львове, со своими прихожанами. 19 сентября 1914 года был арестован русскими военными властями за антироссийские проповеди и выслан вглубь Российской империи. Находился в ссылке в Киеве, Новгороде, Курске, а затем в почетном заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.
Вскоре после Февральской революции освобождён Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского. 29—31 мая 1917 года созвал Собор Российской грекокатолической церкви (РГКЦ), назначив своим экзархом в России иеромонаха студита Леонида Фёдорова.
В конце 1917 года вернулся во Львов. После окончания Первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой Западной Украины, за что арестовывался польскими властями.
Задолго до начала Второй мировой войны митрополит Шептицкий пользовался огромным уважением не только среди украинского населения, но и среди евреев. Владел письменным и разговорным ивритом В 1935 году еврейская газета «Хвыля» поздравила митрополита с 70-летием. Гуманистическое и толерантное отношение к евреям неоднократно служило поводом для критики деятельности А. Шептицкого.
В межвоенное время Шептицкий был сторонником партии Украинское национально-демократическое объединение (УНДО). В 1932 году в «Слове к украинской молодёжи» он впервые выступил против новосозданной Организации украинских националистов, предостерегая молодёжь против вступления в её ряды. Еще более обострились отношения между Шептицким и ОУН после того, как последняя перешла к тактике политических убийств: «Преступление всегда есть преступление» и «святому делу нельзя служить окровавленными руками», — отзывался митрополит на убийство в 1934 году оуновцами директора украинской академической гимназии Ивана Бабия за «коллаборационизм». Вскоре члены ОУН совершили неудачную попытку смещения Шептицкого. Тем не менее митрополит был другом полковника Андрея Мельника (впоследствии лидера ОУН(м)), которого назначил управителем своих имений, а в 1939 году спас от ареста со стороны НКВД.
Деятельность Шептицкого в годы Второй мировой войны неоднозначна. Возможно, на его позицию в отношении оккупационных властей повлияла политика Советской власти на территории Западной Украины в 1939—41 годах. Были на то и личные причины: 27 сентября 1939 года в Прилбичах сотрудниками НКВД были расстреляны брат А. Шептицкого Лев, его супруга и все члены семьи.
В июне 1940 А. Шептицкий обратился с письмом к И. В. Сталину, протестуя против пропаганды безбожия в школах.
В первый период начавшейся Великой Отечественной войны митрополит встал на путь сотрудничества с оккупационными властями. 1 июля 1941 года, на следующий день после занятия Львова германскими войсками, он обратился к пастве с приветственным посланием по этому поводу. В июле того же года А. Шептицкий встретился с руководителем ОУН (Организация украинских националистов) С. Бандерой и как глава церкви дал согласие на борьбу бандеровцев с большевиками. Вместе с тем, следует отметить, что приписываемые А. Шептицкому высказывания с призывами о сотрудничестве с немецкими оккупационными властями противоречивы. Так, в 1942 году «Послание митрополита Шептицкого к хлеборобам» содержало такой текст: «Командование немецкой армии просит меня, чтобы я огласил, что нужно платить налоги, контингенты» и т. д. В газете эти строки были опущены, и получилось, что обращение «о сдаче контингента» исходит непосредственно от А. Шептицкого. Церковные власти вынуждены были обратиться в газету с просьбой восстановить истинный текст сообщения.
14 января 1942 года Шептицкий во главе группы националистических руководителей подписал письмо Гитлеру: «Мы заверяем Вас, Ваше превосходительство, что руководящие круги на Украине стремятся к самому тесному сотрудничеству с Германией, чтобы объединёнными силами немецкого и украинского народа… претворить в жизнь новый порядок на Украине и во всей Восточной Европе».
Хотя нацисты в то время не отличали евреев от большевиков, Шептицкий выступал против уничтожения евреев и межнациональной розни. Он сам участвовал в спасении более сотни еврейских детей и нескольких семей еврейских раввинов, распорядившись укрывать их в своей резиденции, монастырях и церквях епархии, в том числе раввина Львова Давида Кахане, которого прятали в Соборе святого Юра. Активную помощь также оказывали крестьяне окрестных сел, предоставлявшие продукты питания, а также монахи и монашки, которые обеспечивали убежище раввинам и их семьям. В конце лета 1942 года Шептицкий организовал кампанию спасения евреев. Это, по большей части, были люди, бежавшие из гетто или из Янивского лагеря. 14 августа 1944 года 2000 еврейских детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их прятали в криптах, в монастырских школах, детских приютах Львова и окрестностей, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Шептицкий организовал подпольные группы людей, которые помогали прятать евреев. В этом участвовали монахи-студиты под руководством игумена Унивского монастыря Климентия, брата митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в Венгрию, где было более безопасно.
В спасении евреев А. Шептицкому также оказывала значительную помощь сестра монастыря св. Иосифа Елена Витер. Вместе с Климентием Шептицким они помогли спрятать 53 человека на обувной фабрике и в монастыре монахов-студитов. В 1946 году, в период ликвидации большевиками УГКЦ, сестра Елена Витер была арестована за участие в ОУН и осуждена в общей сумме к 30 годам лишения свободы. Брат Климентий был арестован в 1947 году, осуждён к 8 годам лишения свободы, умер во Владимирской тюрьме.
В январе 1942 года Шептицкий вместе с другими общественно-политическими деятелями Украины направил А. Гитлеру письмо-протест против немецкой политики на Востоке А. Шептицкий был единственным представителем церкви в Европе, кто обратился с письмом к Папе Римскому и лично к Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев.
В ноябре 1942 года митрополит, исходя из принципов христианских заповедей, написал пастырское письмо «Не убей!», адресованное в первую очередь полякам и украинцам и призвавшее прекратить вражду между ними.
Утверждается, что Гиммлер приказал арестовать А. Шептицкого. Однако Гансу Франку и Отто Ляшу, которые руководили Галичиной в то время, удалось удержать рейхсфюрера СС от этого шага — митрополит пользовался глубоким уважением среди народа, и его арест мог сильно дестабилизировать обстановку. Гестаповцы провели обыски в соборе Св. Юра, во время которых вскрывали даже мощи.
В 1944 году, сразу после входа во Львов Советской армии, Шептицкий отправил Сталину поздравительное послание. В послании глава галицких греко-католиков именовал советского лидера «Верховным вождем» и «Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии». По поводу вступления советских войск на территорию Западной Украины Шептицкий писал: «Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье».
А. Шептицкий скончался 1 ноября 1944 года во Львове. Похоронен в крипте Собора святого Юра — своего Львовского митрополичьего кафедрального собора. В настоящее время проходит процесс его беатификации — причисления к лику блаженных Католической церкви.
После смерти А. Шептицкого и проведения ликвидации УГКЦ, в 1946 году МГБ провело «комбинацию» в отношении священника УГКЦ И. Котива, в ходе которой была получена информация о возможных тайниках и архивах А. Шептицкого. 29 марта 1946 года группой МГБ СССР в результате ареста и активного допроса монаха А. Кульбенко были выявлены тайники в здании митрополичьих палат и прилегающих строениях, обнаружены и конфискованы значительные ценности.Из письма министра госбезопасности УССР министру госбезопасности СССР об изъятии документов и ценностей из Собора «Св. Юра» в г. Львове:
- 1. Изделий из золота и драгоценных камней — 7 предметов. В том числе: бриллиантов 21 карат (не считая украшений из мелких алмазных осколков-розеток) и цепь к ордену «Австрийской короны» пробы 750, весом чистого золота — 349,5 гр. Стоимостью изъятых ценностей по заготовительной оценке экспертов (в твердых закупочных ценах) — 42 820
- 2. Серебряных изделий разных — 211 шт. общим весом 42 кг 98 гр. По аналогичной оценке экспертов стоимость составляет руб. — 24 785. В числе этих изделий изъяты:
- а) поднос большой весом 12 кг 300 гр. − 1 шт.
- б) столовый сервиз (ложки, ножи, вилки и проч.) — 180 предметов.
- в) орден «Александра Невского» царского правительства — 1 шт.
- г) Австрийский орден «Леопольда» — 1 шт.
- д) орден «Австрийской короны» 1 кл. — 1 шт.
Общая оценка изъятого, определённая экспертами в твердых закупочных прейскурантных ценах, — 67 тысяч 605 руб. Кроме перечисленных ценностей, в тайниках изъято большое количество церковной одежды, литературы и переписки Шептицкого, имеющей оперативно-важное значение
10 февраля 1895 Пола Австрийское Приморье - 18 августа 1948 Киев - эрцгерцог Австро-Венгрии младший сын Карла-Стефана тешинской ветви Габсбургов и Марии-Терезии Тоскано-Австрийской, из тосканской ветви того же рода. Известен главным образом как неудавшийся кандидат на престол Украины
Отец Вильгельма приходился императору;Францу-Иосифу;троюродным братом и при распаде Австро-Венгрии претендовал на польский престол. Он породнился с верхушкой польской аристократии, выдав дочерей за князей Чарторыйского и Радзивилла. Вильгельм Франц, младший из его шести детей, родился на острове Лошинь в Далмации (ныне Хорватия). С 12-летнего возраста жил в имении отца небольшом городке Живец в Западной Галиции. Будучи подростком путешествовал инкогнито по гуцульским селам, был очарован украинской культурой, выучил украинский язык, читал украинскую литературу. Как он сам вспоминал, среди прочитанных книг были: иллюстрированная «История Украины-Руси» Грушевского, «Исторические миниатюры» Стефаника, книги Федьковича, Шевченко, Франко. За желание улучшить условия жизни бедного украинского населения Галиции получил прозвище «Красный Принц».
Во время Первой мировой войны 18-летний принц был назначен командиром сотни 13-го уланского полка, где служили исключительно украинцы. В 1916 году Вильгельм стал членом палаты господ австрийского парламента.
В начале марта 1918 года он, уже в звании полковника, был назначен командиром сечевых стрельцов. Стрельцы называли его Васылем и надели на него вышитую рубашку, от чего он получил прозвище «Васыль Вышиваный». Его направили во главе группы австрийских оккупационных войск на Херсонщину. Когда осенью 1918 года в Галиции была провозглашена Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР), Вильгельм со своей частью перебрался туда.
После объединения ЗУНР и УНР в январе 1919 года он получил должность председателя отдела заграничных связей Генштаба армии УНР и переехал в Каменец-Подольский, руководил оттуда созданием сети военных школ, налаживал связи с иностранными миссиями. В 1920 году в знак протеста против подписанного главой УНР Симоном Петлюрой соглашения с Польшей о польской военной помощи УНР в обмен на Галицию, Вильгельм Габсбург ушёл в отставку и уехал в Вену
В 1921 году там вышел сборник его стихотворений на украинском языке под названием «Минають дні» под псевдонимом Васыль Вышиваный
В 1930-х годах он контактировал с лидерами ОУН Евгением Коновальцем и Андреем Мельником. Его кандидатура рассматривалась в качестве претендента на украинский престол. Особую популярность в этот период придавала ему издаваемая им в Вене на украинском языке газета «Соборна Україна». Он был также владельцем лакокрасочного завода. Некоторое время жил в Париже, а затем вернулся в Вену. По сообщениям французской прессы, Вышиваный в 1935 году был вовлечен своей невестой или любовницей, телеграфистской Полетт Куйба в денежную аферу, бежал от приговора в Вену и был заочно приговорен к 5 годам заключения. Газеты утверждали, что всё было подстроено советской или чехословацкой разведкой для дискредитации персоны Вышиваного.
Во время Второй мировой войны жил в Вене и после войны остался в советской зоне оккупации Австрии. В августе 1947 года был арестован органами советской госбезопасности и вывезен в Киев. Поводом для ареста стала организованная им встреча французского капитана Полисье с представителем ОУН Мирославом Прокопом для обсуждения вопроса о помощи французского правительства формированиям УПА. 25 мая 1948 года Особое совещание приговорило его к 25 годам заключения. Умер от туберкулёза 18 августа того же года в Лукьяновской тюрьме Киева. Реабилитирован 28 декабря 1989 года. В браке никогда не состоял.
Брайчевский Михаил Юлианович
Брайчевский был сторонником ряда спорных концепций, таких, как «Аскольдова летопись» и «славянские руны». Брайчевский считал, что первое массовое крещение Киева и создание там митрополии произошло при Аскольде и патриархе Фотий I Великий в 860-х годах.
(1924—2001)—советский и украинский историк и археолог.
Родился в 1924 году в Киеве в семье Юлиана Карловича Брайчевского — выходца из западно-украинской шляхты греко-католического вероисповедания и русской дворянки Веры Архиповны Брайчевской, в девичестве Виноградовой. В 1948 г. закончил Киевский университет. В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Римская монета на территории Украины». В 1989 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Восточные славяне 1 тыс. н. э.» Заслуженный деятель науки и техники, почётный профессор Киево-Могилянской академии.
Брайчевский разделял точку зрения Бориса Рыбакова на то, что история принятия христианства Аскольдом и его сторонниками в Киеве была искажена по инициативе Мстислава Владимировича. Брайчевский также полагал, что погибель Аскольда была связана с тем, что в Киеве по-прежнему оставались сторонники язычества.
(26 августа 1875, Киев,Российская империя — 14 июня 1919, Киев) — украинский художник, педагог и общественный деятель, племянник Н.И.Мурашко.
Учился в Киевской рисовальной школе у Н.И.Мурашко. 1900 году окончил Петербургскую Академию Художеств. Учился у И.Е.Репина и А. Ажбе. В 1913 году открыл собственную студию в Киеве на чердаке 12-этажного дома Гинзбурга на Институтской улице, откуда вышли знаменитые живописцы и скульпторы — Ниссон Шифрин (1892—1961),Борис Аронсон (1900—1980), Александр Тышлер (1898—1980),Соломон Никритин (1898—1965), Марк Эпштейн (1899—1949), Барух Гольдфайн, Иссахар-Бер Рыбак (1897—1935).
Проживал на Лукьяновке в небольшом частном доме. Несмотря на насилие тех лет не боялся ходить поздно вечером — в Киеве его знали. Июньской ночью 1919 года он возвращался с женой из гостей. Его остановили трое, жену заставили уйти. Неподалеку от дома художника убили по-бандитски— выстрелом в затылок
«Всеобщая история искусств» считает, что он занимал заметное местно в украинском искусстве начала XX века. Его дипломная работа «Похороны кошевого» (1900 год) показывающая драматический исторический сюжет, проникнута глубоким уважением к национальным обрядам и воинским доблестям украинского казачества. Он создал ряд портретов, лучшие из которых «Художник Н. И. Мурашко» (1907 год), «Художник Ян Станиславский» (1908 год) (оба в Национальном художественном музее Украины), «Портрет О. М. Нестеровой» (1909 год). В портретах отмечается тонкая живописная манера письма, богатство композиционных приемов, проникновение во внутренний мир портретируемых. В жанровых картинах он правдиво показывает быт украинского народа, в них и полнокровная радость жизни («Карусель», 1908 год) и тяжёлые раздумья о трудностях жизни: «Крестьянская семья» (1914 год, Национальный художественный музей Украины), «Тихое горе» (1914 год).
Комментариев нет:
Отправить комментарий